Увертюры
Увертюры Верди вызывают сомнение не только отсутствием формы, более или менее способной вынести нагрузку, но и слишком часто скудостью используемого тематического материала. Характер же композиторского письма кажется направленным исключительно на то, чтобы извлечь из оркестра самые грубые, примитивнейшие эффекты.
Г. Галь
Далее герр профессор развивает свою мысль, которую вкратце можно выразить так: Маэстро не обучен и не способен писать инструментальную музыку вообще и увертюры в частности, он не знает и не хочет знать правил ее создания, а его дарование лежит совершенно в другой плоскости и никак ему в этом нелегком труде помочь не может. Не собираясь оспаривать столь авторитетного мнения, укажу лишь на несколько моментов:
1. В XVIII веке увертюры преследовали одну, сугубо практическую цель: дать возможность опоздавшим господам пройти меж кресел по ногам, занять свое место и не отвлекать других господ, актеров и музыкантов во время самого действия. Соответственно, не существовало никаких правил их сочинения, и композиторы писали как Бог на душу положит (а зачастую и не заморачивались сочинением, а просто втыкали свою собственную старую музыку). Такой подход был жив и в XIX веке - достаточно вспомнить "Севильского цирюльника".
2. Веристы вообще уничтожили увертюру как класс - и я не помню, чтобы кто-то особо из-за этого переживал. Кстати, Верди был здесь одним из первопроходцев - уже в его четвертой опере увертюра отсутствует. Нет ее ни в "Трубадуре", ни в "Дон Карлосе", ни в "Отелло", ни в "Фальстафе". Повредило ли это указанным операм? Не думаю.
3. Сам Галь считает (и я полностью с ним согласен), что наименее удачная из увертюр композитора - единственная, написанная "по всей форме" - к "Луизе Миллер".
В общем, каждый волен решать сам, что ему важнее - форма или содержание.
В "Силе судьбы" столько прекрасных моментов, что увертюра не вошла. Пусть будет здесь:
Эту увертюру к "Аиде" Маэстро так быстро забраковал, что она, насколько я знаю, вообще ни разу не исполнялась:
Не увертюра, а вступление к последнему акту, но вещь мощнейшая. Думаю, сам Вагнер не погнушался бы подобным: