Или я не умею в поиск - но это все, что я нашел в двух наших библиотеках и в интернете. Легко видеть, что даже по "Луизе Миллер" - только одна статья 150-летней давности, а по менее популярным операм - торричелливая пустота. Итак, обращаю внимание прежде всего на переписку Верди, Путеводитель по его операм (к сожалению, только по семи) и монографии Соловцовой и Эсе - must have. Асафьев написал бы, безусловно, интереснейшую статью (или даже монографию) - но вышел только эскиз. Глубокие мысли есть у Соллертинского, даже у Галя - но в остальном... В остальном все печально: прочие сосредоточились на частностях, причем самых очевидных - "Романтическая трилогия" и поздние оперы вкупе с "Реквиемом".
Список литературы:
- Аймаканова А. , Горбунова Т. В. О героях и героинях.
- Альшванг А. А. Забытая опера Верди. Избр. соч. в 2-х т. Т 2. М., 1965.
- Аксенова А. В. Лингвистические особенности текста либретто Ф. М. Пьяве к опере Дж. Верди Риголетто.
- Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии. – Избр. труды. Т 4. М., 1965.
- Бал-маскарад. Л., 1960.
- Богоявленский С. Верди и Шекспир. – В кн: Шекспир и музыка. Л., 1964.
- Бушен А. Д. Верди и Бойто в работе над «Отелло» // «Советская музыка». №5-6.
- Бушен А. Д. Трубадур. Опера Джузеппе Верди. Л., 1934.
- Бушен А. Д. Верди и его Реквием. Л., 1935.
- Бушен А. Д. Молодой Верди. М., 1989.
- Бушен А. Д. Аида. Л., 1934.
- Верди Дж. Избранные письма. М., 1959.
- Верфель Ф. Верди. Роман оперы. М., 1962.
- Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986.
- Гарибальди Дж. Мои мемуары. М., 1966.
- Герцен А. И. Письма из Франции и Италии // Собр. Соч. в 30 тт. Т. 5. М., 1955.
- Гринев С. С. Режиссер или дирижер.
- Демина И. К. Древний Египет в опере Дж. Верди "Аида".
- Державин К. Н. «Травиата» Верди. М., 1945.
- Джузеппе Верди в России // «Советская музыка». 1959. № 2.
- Джузеппе Верди (1813 – 1901). Методические материалы к вечеру, посвященному 150-летию со дня рождения. М., 1963.
- Дон Карлос. Постановка 1963 г. К 150-летию Верди. М., 1963.
- Друскин М. С. Оперные идеалы Верди // «Советская музыка». 1954. № 9.
- Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.
- Друскин М. С. Джузеппе Верди // История зарубежной музыки. Вып. 4. М.,
- Каринцев Н. А. Верди (картина из жизни). М., 1936.
- Кондратьев Г. Русский режиссер об «Отелло» // «Советская музыка». 1963. № 10.
- Кондрашова Т. В. Литература, драмарургия, театр и вопросы уголовного и уголовно-исполнительного права.
- Констанс Смис А. Верди и его «Реквием». М., 1935.
- Корганов В. Д. Статьи, воспоминания, путевые заметки, библиография. Ереван, 1963.
- Кретова Е. Г. Все разрешено.
- Кретова Е. Г. Опера. Краткая история рождения, любви, болезни, смерти и....
- Куклинская М. Я. Музыкальный спектакль как предмет музыкознания.
- Куклинская М. Я. Оперное исполнительство XXI века.
- Куклинская М. Я. Отелло Дж. Верди. Опыт действенного анализа.
- Купец Л. А. О бедном квартете замолвите слово.
- Ларош Г. А. Заметка об итальянской опере // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. «Троватор» на итальянской сцене // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Музыкальные письма из Петербурга // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Итальяномания и итальянская музыка // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. «Аида» Дж. Верди // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. По поводу «Луизы Миллер» Дж. Верди на итальянской сцене // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Джузеппе Верди. К 80-летней годовщине его рождения // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Реквием Верди // Избранные статьи. Т. 4. Л., 1977.
- Лебедев В. А. Маэстро борьбы. Верди. М., 1977.
- Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4. М., 1987.
- Лейтес Р. Э. Драматургические особенности оперы Верди «Отелло». М., 1968.
- Леонтовская Т. Н. «Травиата» Дж. Верди. М., 1962.
- Леонтовская Т. Н. «Риголетто» Дж. Верди. М., 1964.
- Логунова А. А. К проблеме музыкально-драматической форме финала.
- Логунова А. А. Музыкально-драматургическая форма финалов.
- Маццини Дж. Эстетика и критика. М., 1976.
- Медведева Е. В. Из личного архивного фонда.
- Михайлова О. С. Принципы библейского историзма.
- Нюрнберг М. В. Джузеппе Верди. Л., 1968.
- Оперы Дж. Верди. Путеводитель. М., 1971.
- Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М., 1967.
- Охалова И. В. Джузеппе Верди. М, 2020.
- Полуяхтова И. К. Категория трагического в древнегреческой эстетике.
- Полуяхтова И. К. Музыка и слово (к 200-летию Верди).
- Полякова Л. Верди и Гутьерес // «Советская музыка». № 8.
- Полякова Л. «Трубадур» Дж. Верди. М., 1963.
- Румянцев П. И. Работа Станиславского над оперой «Риголетто». М., 1955.
- Рыбкина В. Т. Новые грани великого образа (2011).
- Сапелкин А. А. Дуализм Арриго Бойто.
- Селицкий А. Я. Внешний, внутренний, скрытый.
- Серов А. Н. Итальянская опера // Статьи о музыке. Т. 1. М., 1984.
- Серов А. Н. La Traviata. Опера Верди // Статьи о музыке. Т. 2-Б. М., 1986.
- Серов А. Н. «Иоанна ди Гусман» Верди в Большом театре // Статьи о музыке. Т. 3. М., 1987.
- Серов А. Н. «Луиза Миллер» Верди в Большом театре // Статьи о музыке. Т. 3. М., 1987.
- Серов А. Н. Джузеппе Верди (Статья г-на Ашиля де Лозьера) // Статьи о музыке. Т. 4. М., 1988.
- Серов А. Н. Спектакли русской и итальянской оперных трупп. Музыкальные новости из чужих земель // Статьи о музыке. Т. 5. М., 1989.
- Серов А. Н. Верди и его новая опера // Статьи о музыке. Т. 5. М., 1989.
- Собинов Л. Верди в письмах // «Советская музыка». 1952. № 6.
- Соллертинский И. И. Исторические этюды. М, 1963.
- Соллертинский И. И. Риголетто. Опера Дж. Верди. Л., 1936.
- Соллертинский И. И. Джузеппе Верди // Этюды о музыке. Новосибирск, 2017.
- Соловцова Л. А. «Аида» Джузеппе Верди. М., 1954.
- Соловцова Л. А. Джузеппе Верди. М., 1981.
- Тароцци Д. Верди. М., 1984.
- Твердохлебова О. В. Бал-маскарад Дж. Верди в неоклассическом духе.
- Тилес Б. Финал «Трубадура» // «Советская музыка». 1963. № 10.
- Ферман В. Э. Поздний Верди // «Советская музыка». 1938. № 12.
- Ферман В. Э. Оперный театр. М., 1961.
- Шавердян А. Травиата. Опера Дж. Верди. М., 1935.
- Шавердян Р. Мелодика Верди // «Советская музыка». № 6.
- Шавердян Р. Сэр Джон Фальстаф // «Советская музыка». 1963. № 2.
- Э. Ж. Дар Джузеппе Верди.
- Эсе Ласло. Если бы Верди вел дневник… Будапешт, 1966.
- Попадались ссылки на два десятка публикаций на аглицком, но в нашей провинциальной библиотеке я ни одной не нашел.
P.S. Ну и несколько ложечек меда в этой пучине уныния и безысходности:
В арии "Сердце красавиц" больше содержания и истинных изобретений, чем в риторике и воплях тетралогии "Кольцо нибелунга". (И. Ф. Стравинский)
Этот ансамбль по драматической правде и по обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы. (А. Н. Серов - о квартете из "Риголетто")
Спустя 50 лет никто не вспомнил бы о моей "Даме с камелиями", но Верди обессмертил ее... (А. Дюма)
Назвать Верди просто гениальным композитором - значило бы все же односторонне оценить его. Он - один из величайших музыкальных драматургов. (И. И. Соллертинский)
Италия чтит в нем великого артиста, который в тяжелые и печальные годы ее жизни умел своими чудными напевами облегчать ее страдания и поддерживать бодрость ее сынов; она чтит в нем человека, никогда не склонявшегося ни перед угрозой, ни перед лестью, человека, безупречная, трудовая и скромная жизнь которого для всех от мала до велика должна быть образцом. (Командор Негри)