Книга притчей Соломоновых
Всё великое земное
Разлетается как дым:
Ныне жребий выпал Трое,
Завтра выпадет другим...
Ф. Шиллер
Еще при отце нашего героя – Набопаласаре – Вавилон находился в анальном рабстве зависимости от Ассирии и вел с ней тяжелую войну за незалежность. В 612 году (все даты, естественно, до Р. Х.) была взята и разрушена столица врага – Ниневия, а после победы в 609 г. у Харрана была одержана полная перемога. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и победоносные вавилонские войска продолжили расширять жизненное пространство империи. Здесь в качестве командующего (по некоторым данным – уже соправителя) проявил себя и Навуходоносор. В 607 г. он провел успешную кампанию против некоей страны Замуа (к востоку от Тигра). Двумя годами позднее он, переключившись уже на западный ТВД, разбил египетскую армию при Каркемише и вторгся в Сирию. Здесь он получил известие о смерти отца, вернулся в столицу, короновался, а затем продолжил наступление. В итоге к 602 году вся мелкая западная шушера была завоевана, а Вавилон уперся прямо в Египет.
Древние иудеи, как всегда, оказались умнее всех и не стали пугать ежа голым задом противу рожна прати, а добровольно-принудительно покорились и обещали платить дань. Естественно, при первом же удобном случае (после боевой ничьи Вавилона с Египтом на границе в 601 г.) о своем обещании они забыли. Была проведена небольшая операция по принуждению к миру, в результате которой Иерусалим был осажден, царь-кидала Иоаким убит, а 3023 местных VIPа уведены в плен. На престол был посажен сынок предыдущего – Иехония, порядок
восстановлен. Это был первый раз.
Но сынок оказался таким же фруктом, как и папаша, и в 597 году ситуация повторилась. Иехонию вместе с его камарильей общим счетом 10000 рыл человек депортировали в Вавилон, а на хозяйстве оставили евонного дядю – Седекию, который мамой поклялся в вечной дружбе и любви. Ну и взяли на память немножко золотых цацек из дворца и храма. Это был второй раз.
Но и после этого древние иудеи не успокоились, а закрутили шуры-муры с Египтом, пообещавшим военную помощь и освобождение от проклятых оккупантов. Помощь-то он дал, но вот другие свежепокоренные области (кроме Дамаска) к восстанию не примкнули – и оно пошло не так успешно, как задумывалось. В результате египетская армия была выкинута на мороз в Египет, а Иерусалим осажден и взят 18 июля 586 г. Все, что можно было разрушить – разрушили, что можно разграбить – разграбили, что можно изнасиловать – изнасиловали, поработить – поработили. Седекия пытался улизнуть, но его поймали, ослепили и угнали в Вавилон. Это был третий и последний раз. Иудейское царство прекратило свое существование, вместо него создали провинцию Иехуд.
Небольшое лирическое отступление. «Набукко», очевидно, начинается именно с этого, последнего штурма. И, если следовать букве закона, правда в этом конфликте на стороне законного царя, а не взбунтовавшихся холопов.
А завоевания продолжались – были захвачены Сидон, Эдом, Аммон и Моав. Наконец, в 573 г. после 13-летней осады был взят Тир. С Египтом по зрелом размышлении решено было не связываться – в 582 году заключили мирный договор, а Навуходоносор взял в жены тамошнюю царевну Нитокрис. Можно было приступать к строительству мирной жизни на честно награбленные завоеванные бабки руками свеженаловленных рабов.
Лирическое отступление. Подавляющее большинство царей-королей на стелах, пирамидах, в летописях и прочих обломках культуры изображали свои военные триумфы, истинные или мнимые. Навуходоносор II предстает редким исключением: о его победах из оставленных надписей ничего неизвестно (по крайней мере, мне), зато на всех кирпичах предпринятых им построек выбито: Навуходоносор, сын Набополассара, царь Вавилонский. Действительно, гордиться было чем, и царь имел полное право сказать: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27).
Хотя население Вавилона и достигало во время правления нашего героя 1 млн. (одного миллиона!) человек, видимо, столица вначале походила больше на деревню, нежели на современный мегаполис – даже царский дворец, построенный отцом, дошел до такого состояния, что его пришлось отстраивать заново. На севере города возвели дачку с небольшим архитектурным украшением, ныне известным как одно из семи чудес света – садами Семирамиды (разумеется, в строгом соответствии с принципом Арнольда, никакого отношения к Семирамиде они
не имели, а построены были для жены царя, мидиянки Аматис, скучавшей по родным березкам).
Немного о садах: «Эти последние… занимали площадь в 400 кв. футов и поднимались выше башен дворца, имевших 150 ф. высоты. Поддерживавшие их платформы из кирпича были подперты через каждые 10 ф. каменными устоями в 22 ф. толщины; на кирпичные платформы были настланы каменные плиты, толстые слои тростника, асфальта и гипса, покрытые для предохранения от сырости толстыми свинцовыми листами. На эту свинцовую обшивку был насыпан слой земли такой толщины, что на нем свободно могли расти высокие деревья. Внутри садов были проведены насосы, поднимавшие воду из Евфрата до самой верхней террасы, откуда она посредством каналов разливалась по остальным террасам, служа искусственным орошением садов».
Менее известным (зато восстановленным и ныне благополучно пребывающем в Пергамском музее Берлина) сооружением являются Врата Иштар – главные из пяти ворот столицы, через которые во время праздников тащили статуи богов и прочий опиум для народа. Ворота, разумеется, делались в стене. Таких стен, опоясывающих Вавилон, было при Навуходоносоре построено три. Внешние обнимали пространство в 513 км2.
Нельзя не упомянуть и об зиккурате Этеминанке – дуре башне, начатой еще при Хаммурапи и завершенной только при Навуходоносоре. Этот пуп земли был посвящен Мардуку, достигал 90 метров высоты и, возможно, являлся прототипом Вавилонской башни.
О каналах, храмах, дамбах и прочей мелочевке нет нужды даже говорить.
Итак, успешный завоеватель, строитель империи, крепкий хозяйственник, отец вавилонского народа, второй основатель Вавилона – так это выглядит снаружи. А вот что было внутри?
Об этом сообщает в своей книге некий Даниил - представитель иудейского народа, плененный во время первой осады Иерусалима и ставший примерно тем же, чем был Распутин при Николае II - не в смысле веселой жизни, а в смысле влияния на Самодержца. (Вообще у Навуходоносора, по-видимому, была нездоровая склонность к мистике). Так, он пишет: «Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской» (Дан. 3:1). Собственно, событие самое заурядное, если бы не два момента:
1. Время установки совпадает со временем разрушения Иерусалима (и тамошнего Храма, естественно).
2. Статуя, возможно, изображала самого Навуходоносора.
Сложив первое со вторым, делаем вывод: к тому времени у царя уже окончательно потекла крыша сложилось правильное имперское мышление и он назначил себя богом (а возможно – и начальником богов). Впоследствии явление станет настолько обыденным, что, к примеру, римские императоры сразу по восшествии на престол станут получать печать в паспорте титул «Dominus et Deus», личные храмы, статуи, жертвоприношения и прочие плюшки. Да и в те времена подобное отнюдь не являлось новостью – достаточно вспомнить хотя бы древнеегипетских царей. Однако некоторые верноподданные от поклонения золотому чурбану, олицетворявшему того, кто поубивал их детишек, спалил их родной город, надругался над их Богом, а самих угнал в рабство, в восторг не пришли. Они решили провернуть нехитрый фокус: войти в горящую печь и выйти оттуда в цельности и сохранности. Фокус полностью удался, и самомнения у Навуходоносора несколько поубавилось: «Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды» (Дан. 3:99-100).
Однако все эти ухищрения и происки придворных интриганов, конечно, не могли возыметь длительного эффекта – ЧСВ царя снова начало опухать. Пользуясь очередным погружением царя в пучины мистики, Даниил снова пытается внушить ему, что он такое же прямоходящее, как и все прочие: «Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми… Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:14, 24). Естественно, всю эту лабуду царь пропустил мимо ушей. Ничего другого ему и не оставалось – как и все прочие шарлатаны и торговцы опиумом для народа, Даниил не предлагал ничего конкретного, а ограничился мутными, расплывчатыми и ничего не значащими фразами. Но наказание за неисполнение не-пойми-чего назначил вполне конкретное: «Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. 4:22).
Навуходоносору был дан год на исправление двойки по поведению, но он с задачей не справился, а вместо этого расхаживал по дворцу, любовался в зеркала и рассказывал самому себе, какой он молодец: «Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27). Что самое характерное, сказал он чистую правду, в чем любой имеющий глаза мог убедиться, прочтя написанное выше. «Вавилон и Борзиппа, – говорит Навуходоносор в одной из своих надписей, – величайшие города моего царства, мною основанные». Однако праведного возмездия это не отвратило: «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет! Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4:28-30).
Лирическое отступление. Если Верди немного отступил в данном моменте от исторической правды, то в смысле правды художественной, драматургической он оказался на голову выше. Набукко просто говорит поет: «Non son piu re – son Dio!» - и тут же получает молнией по голове.
И реакция - кульминация оперы:
Не будем вдаваться в тонкости, чему равнялись эти «семь времен» в нашей системе времяисчисления – ясно только, что они продолжались несколько лет. Что пережил в эти годы бедный Навуходоносор – жутко даже и представить. Верди трактует это так:
Так или иначе, дело закончилось happy-endом: «По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал? В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4:31-34).
Покаяние по Верди:
У Верди Набукко в довершении всего еще и отпускает пленных иудеев на родину, но это уже полная ересь и антиисторическая отсебятина – освободит их только завоевавший Вавилон Кир Великий. Но в драматургическом смысле и тут полный порядок:
Выводы?
Во-первых, история Навуходоносора - очень хороший повод задуматься над тем, насколько наша судьба зависит он нас самих, а насколько – от посторонних причин (Бога, Рока, Фатума, социума, случая). Верди очень плотно интересовался этим вопросом, одна из его опер так и называется – «La forza del destino».
Во вторых, это постоянное напоминание о том, что неплохо бы почаще упырять мел – вне зависимости от политического, общественного статуса, богатства, заслуг и прочих побрякушек для дураков. Сегодня ты властелин полумира, строитель чудес света и (полу)бог, а завтра ходишь под себя на четвереньках, жрешь траву и родная дочь сажает тебя в клетку, как жирафу.
В-третьих, какую бы обширную и мощную империю ты не выстроил, сколько бы богатств не накопил, сколько бы городов не облагоустроил – все равно наследники все разворуют, пропьют, растащат по камушкам. Пустое все, пустое…
P.S. Некоторые исследователи считают, что Даниил смешивает Навуходоносора с Набонидом - последним царем династии, свергнутым Киром Великим, и усматривают сходство безумия Навуходоносора с "Молитвой Набонида". На мой поверхностный взгляд, это полная чушь для подобных выводов нет достаточных оснований.
Бесполезный факт. Слуга Сайреса Смита из "Таинственного острова" Жюля Верна назван в честь нашего героя. Правда, все (включая автора) обращаются к нему исключительно фамильярно - Наб.
Литература:
1. Православная энциклопедия. Т. XLVIII. М., 2017.
2. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_34/
3. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/biblija/pr_daniil/index.html
4. Щедровицкий Д. В. Пророчества книги Даниила. М., 2010.
5. https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/2826
6. Википедия, куда же без нее.