Forum

Уведомления
Очистить все

Каталог

Страница 1 / 22

Записи: 959
Admin
Создатель темы
(@domna)
Первый после Бога
Присоединился: 2 года назад
Верди разрушил все прекрасные традиции итальянского оперного искусства, его оперы несут гибель итальянской вокальной школе!
Вместо эпиграфа
Верди - это всемогущий развратитель итальянского художественного вкуса.
Фон Бюлов Г.
Верди вводит публику в экстаз с помощью дешевых и вульгарных приемов.
Каталани А.
Верди получил свое место в системе планет современной культуры, он займет положение ниже Беллини, которому уступает в разборчивости средств и в нежности, ниже Доницетти, которому уступает в brio, в maestria и в гибкости, и на таком большом расстоянии от Россини, что последний вправе назвать его варваром.
Скудо П.
Слушатель, воспитавший свой вкус на хороших образцах, знакомый с симфоническою, камерною и оперною музыкой великих классиков, не может без отвращения отнестись к вердиевскому стилю, и отвращение это скоро превращается в убийственную скуку, которая еще хуже, чем отвращение.
Ларош Г. А.
Полно неточностей!!! Само собой разумеется, что писания этого сорта не могут не быть скоплением ошибок, даже и тогда, когда внушены самим героем произведения, потому что всегда вмешивается самолюбие или, по меньшей мере, тщеславие, которое не позволяет обнажать плохое и преувеличивает хорошее. Так мало людей с искренней, возвышенной душой! Поэтому в такого рода писаниях просто копируют то, что было сказано раньше другими на эту же тему; а чего не знают - придумывают...
Д. Верди
Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно: значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии!
Мне лишнего эпиграфа не жалко
 
Разумеется, излагать биографию Маэстро я здесь не стану. Интересующихся отсылаю к прекрасным монографиям Эсе и Соловцовой, а также к этому замечательному фильму. Скажу пару слов о причинах о его необычайной и долговременной популярности - причем не только европейской. (К примеру, уже в 1854 году его творчество дошло до Манилы, чему свидетелем стал И. А. Гончаров: "Играли много, между прочим, из Верди, которого здесь предпочитают всем, я не успел разобрать почему: за его оригинальность, смелость или только потому, что он новее всех.") Откройте репертуар любого театра (кроме Байройтского, разумеется) за любой месяц - что-нибудь из Верди там обязательно будет. Почему же его оперы ставились, ставятся и, Бог даст, будут продолжать ставиться? Почему у композиторов, которые не уступали (а может быть - и превосходили!) его по таланту, до наших дней дожили одна-две оперы, а у Маэстро - как минимум семь? В чем его феномен? 
Мне видится это так:
1. Верди, пожалуй, единственный, кто добился слияния музыки и драмы, мелодии и сценического действия - то, о чем так много теоретизировал Вагнер, но что так плохо у него вышло на практике.
2. Верди прекрасно чувствовал сцену и ее законы. "На музыку можно переложить все, это правда, но не все может стать действенным". И он писал для театра, для зрителя, тогда как другие писали для слушателя.
3. Музыка Верди народна в самом широком смысле слова. Она проста, но не примитивна, лирична, но не слащава, горяча, но не истерична (чем потом так часто грешили веристы).
4. Верди (по крайней мере, зрелый и поздний) очень бережно относился к сюжетам, за которые брался. Если у других они часто бывали продажными девками, то у него - любимыми женщинами.
5. Верди очень много и плотно работал с либреттистами, добиваясь именно того, чего ему нужно, отделывая буквально каждую фразу и доводя тех до белого каления. Насколько я знаю - случай исключительный. Другие либо кушали то, что дают, либо писали либретто сами.
6. Маэстро прекрасно знал возможности голосов и писал для них очень удобно. При этом он не злоупотреблял ни бессмысленным украшательством, ни чрезмерно задранной тесситурой (многие высокие ноты вошли в исполнительскую традицию по инициативе певцов, у Верди их не было).
7. Верди всегда стремился к краткости. Почти в каждом его письме к либреттистам - требования сжать, сократить, выбросить что-то. Из его "Романтической трилогии" только "Трубадур" чуть длиннее двух часов.
8. Самокритичность. Верди переделывал "Макбета", "Симона Бокканегру", "Дона Карлоса" и "Стиффелио". Все они после этого значительно улучшились, хотя последнего от забвения это все равно не спасло. Для других, видимо, было проще написать новое, нежели улучшать старое.
Безусловно, в отдельных вещах подобного сочетания удавалось добиться даже не самым крупным композиторам - но придерживаться такого подхода и отстаивать его всю жизнь не получилось более ни у кого.
Но - "Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо". Чем же привлекает нас Верди сегодня?
 
Итак, извечный вопрос новичка: с чего начать? Если ваш оперный опыт равен или близок к нулю, лучше всего, вероятно, начать с конца - разделов «Концерты», «Сольники» и «Хоры». Там есть как арии, так и увертюры и хоры (N.B. У Верди потрясающе красивые хоры! Например:
) – все в прекрасном исполнении. Там же можно ознакомиться с биографией композитора – как в бумажном, так и в видео-варианте.

Успешно прошедшим первый этап, а также тем, кого в школе пару раз водили в оперный театр и тем, кто случайно попал на трансляцию «Культуры» и задержался на ней дольше пяти минут – рекомендую ознакомиться с «Романтической трилогией».
Собственно, между «романами» этой трилогии – «Риголетто», «Трубадуром» и «Травиатой» - ничего общего, кроме времени создания и красоты музыки нет (а последняя по сюжету – вообще чистый реализм), но название закрепилось. Слушать можно в любой последовательности, хотя бы и в хронологической. Но я бы посоветовал начинать с постановки/фильма с субтитрами (N.B. Обычно субтитры имеются на всех языках, кроме русского, но вы же культурные люди, n`est-ce pas?)

«Травиата»


Этой опере повезло на экранизации – целых четыре штуки, из которых две очень хороши и две великолепны. В фильме Лафранчи блистательно поет (и играет) Анна Моффо –одна из лучших Виолетт, очень интересен и необычен Жермон Джино Беки.

У Дзеффирелли все роскошно и пышно, и
вместе с тем органично и правдиво. Актерская игра просто потрясающая, а финал – это уже нечто большее, чем искусство. Единственный кусок, который нашел:
Из аудио внимания прежде всего заслуживают записи с Каллас – особенно миланская 1955 года. В полном смысле слова - историческая постановка.

Юрген Кестинг, биограф: «В сцену смерти Каллас вложила весь свой гений. Смирившись наконец со своей участью и передав Альфреду медальон со своим портретом, Виолетта произносила знаменитые заключительные слова. С сияющей улыбкой она объявляла Альфреду, что боли прекратились, что к ней возвращаются силы, пробуждая ее к новой жизни, и умирала со словами "О радость!", огромные глаза невидящим взглядом обращались к публике, и занавес падал, скрывая этот мертвый взгляд. Несколько секунд ужас и боль Альфреда ощущала публика - она ощущала и приход смерти».

Лукино Висконти, режиссер: «В этот момент Виолетта все равно что мертва. Сидя за столом, она не делала ничего, чего бы мы ни отработали на репетициях: как она должна плакать, как поднимать брови, как окунать перо в чернильницу, как держать руку при написании письма - все это было тщательно отрепетировано. Никакого пения, только мимическая игра, сопровождаемая оркестром. Глядя на нее в этой сцене, публика плакала»

Карло Мария Джулини, дирижер: "Мое сердце замерло на мгновение. Я был зачарован красотой, представившейся моим взорам. Это было самое волнующее и превосходное оформление, какое я когда-либо видел в своей жизни. Каждая деталь созданных Лилой де Нобили декораций и костюмов казалась частью другого мира, мира непостижимо достоверного. Иллюзия искусства - или искусственности, ибо театр
есть искусственный мир, - рассеялась. Всякий раз, когда я становился за дирижерский пульт на этой опере, меня заново охватывало это чувство - больше двадцати раз за два сезона. Тогда реальностью для меня становилась сцена. То, что было за мной, - публика, зал, сама "Ла Скала", - все это казалось мне поддельным, а то, что происходило на сцене, было правдой, было самой жизнью".
Кусочек

«Риголетто»
Конечно, начать нужно прежде всего с замечательного фильма Поннеля. Что тут можно сказать? Легкость без поверхностности, игривость без пошлости, живость без сумбура. Ну и Лучано Паваротти - солнце, вокруг которого вращается все:
Фильм Галлоне если и уступает в красочности, то не уступает в составе, а главное - там можно увидеть живого Гобби. Кто такой Гобби? - Гобби это вроде Каллас, только Гобби.
Из другой постановки, но тем не менее:
Если у кого-то аллергия на черно-белое кино, то запись, составившую аудиодорожку этого фильма, можно послушать и отдельно - впечатление производит не меньшее, а при наличии мало-мальски развитого воображения - даже большее.
Симбиозом двух вышеназванных титанов можно насладиться здесь,
Кусочек.
Ну а любителей современности (и Паваротти) прошу пожаловать сюда.
Кусочек.

"Трубадур"


Опере тоже повезло на экранизации - только у нас есть целых четыре штуки. К сожалению, большинство из них оставляет желать много лучшего в смысле размаха и декораций. Но этот вариант я усиленно рекомендую - скромность постановки с лихвой восполняется звездностью состава и экспрессией исполнения. Одно слово - олдскул.

Из более свежих безусловно стоит обратиться к спектаклю Венской оперы под управлением Караяна - состав настолько впечатляющ, что даже Доминго как-то теряется.
Артуро Тосканини как-то заметил, что "поставить "Трубадура" несложно: нужны лишь четыре лучших голоса в мире". За сто с лишним лет прекрасные голоса собирались и записывались неоднократно, и нередко выходило вполне даже удачно. Но если бы меня попросили назвать одну, лучшую запись - я бы без колебаний указал на эту. Рекомендую ее и вам.
Думаю, что для затравки этого вполне достаточно. Для желающих продолжить знакомство с творчеством Маэстро - вот вам Бог, а вот порог Каталог.

P.S. Насчет расцветки у нас так:
Блестящее исполнение, эталон, must have = отлично
Стоит послушать, есть хорошие исполнители и интересные трактовки, редкая или историческая запись = хорошо

Серость она и есть серость = удовлетворительно
Очень плохое качество, очень плохие певцы, очень плохой дирижер, очень плохая музыка, думал, намного лучше будет это все = плохо
Шеф, все пропало, срочно нужно восстановление, люди добрые, помогите кто чем может! = ссылка мертва.

 
 
106 Ответов
Записи: 959
Admin
Создатель темы
(@domna)
Первый после Бога
Присоединился: 2 года назад

Оберто, граф Сан-Бонифаччо

В музыкальном отношении "Оберто" в основном еще подражательная опера. Современники отмечали в ней большое сходство с операми Беллини, особенно с "Нормой". Действительно, ряд номеров очень напоминает беллиниевскую музыку, хотя нередко и уступает ей по художественным качествам. Порой чувствуется также откровенное подражание Россини, Доницетти и другим популярным оперным композиторам.

Нюрнберг М. В.

История "Оберто" темна и непонятна. Известно, что Верди в 1837 году написал оперу "Рочестер" на либретто некоего Антонио Пьяццы и хотел поставить ее в Парме, но не срослось. Известно также, что в октябре 1938 года он приезжает в Милан, а с 6 февраля следующего года окончательно поселяется в нем, настойчиво, но безуспешно пытаясь добиться постановки уже в "Ла Скала". В конце концов ему удалось добиться согласия импрессарио Бартоломео Мерелли (говорят, свой вклад внесла и тогдашняя примадонна Джузеппина Стреппони), но при условии доработки оперы напильником. В допиливании принял участие либреттист Темистокле Солера и сам Мерелли - результатом и стал "Оберто, граф Сан-Бонифаччо". Что осталось в нем от "Рочестера" (и осталось ли что-нибудь вообще) - для меня тайна, покрытая мраком. Ласло Эсе утверждает, что "Рочестер", "Лорд Гамильтон" и "Оберто", о которых пишет Верди в разных письмах - это одно и то же произведение. Откуда он это взял и как такое может быть - тайна сия велика есть. ("Я советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай"). Как бы то ни то ни было, 17 ноября 1839 года опера была поставлена и даже имела некоторый успех: 14 спектаклей в Милане, на следующий год - постановка в Турине и Генуе. Честное слово - не понимаю, что так привлекло многоопытную театральную акулу в этой опере, но она, заплатив Верди тысячу лир, предложила Маэстро контракт на три оперы, по 4000 за каждую. Боюсь, будь я на ее месте, первая опера Маэстро стала бы и последней. Рискну все же предположить, что дело было в новизне и непохожести стиля Верди ни на Беллини, ни на Россини, ни на Доницетти, хотя кое-кто и утверждал обратное.

Ответить
Записи: 959
Admin
Создатель темы
(@domna)
Первый после Бога
Присоединился: 2 года назад

Оберто

Видео

15-23.07.1999, Мачерата (Пертузи, Сартори, Де Лизо, Колеккиа - Каллегари) MP4:
http://www.intoclassics.net/news/2020-03-29-48925

01.2007, Бильбао (Абдразаков, Вентре, Корнетти, Герлициус - Абель) DVD-9:

https://operaclassics.ru/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%be-2007/
http://intoclassics.net/news/2013-01-04-30904

16-23.10.2007, Парма (Сартори, Пентчева, Пароди - Аллеманди) DVD-9:

https://operaclassics.ru/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%be-2007-2/
http://intoclassics.net/news/2013-02-06-31408

P.S. На 04.04.2023 - БИНГО (3 шт.)!!!

Ответить
Записи: 959
Admin
Создатель темы
(@domna)
Первый после Бога
Присоединился: 2 года назад

Оберто

Аудио

26.04.1951, Турин (Модести, Бонелли, Николаи, Витале - Симонетто)

18.08.1976, ? (Фаррес, Монтане, Кастл, Эдвардс - Дзани)

01.1977, Болонья (Эстес, Грилли, Кортес, Гулин - Пешко, живая) APE:

https://operaclassics.ru/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%be-1977/
http://intoclassics.net/news/2013-10-29-34474

1983, Мюнхен (Бергонци, Панераи, Димитрова - Гарделли, студия) APE:

https://operaclassics.ru/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%be-1983/
http://intoclassics.net/news/2010-11-27-13857

09.03.1985, Сан-Диего (Фурланетто, Монтане, Геттлер - Бакелс) FLAC:

https://operaclassics.ru/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%be-1985/
http://intoclassics.net/news/2013-11-27-34722

1996, Лондон? (Рэми, Гулегина, Урмана - Марринер, студия) APE+MP3-320:
http://intoclassics.net/news/2013-04-08-32276

09.06.1997, Лондон (Туманян, О`Нил, Грейвз, Коннелл - Янг)

15-23.VII.1999, Мачерата (Сартори, Пертузи - Каллегари) MP3-192:

https://operaclassics.ru/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%be-1999/
http://intoclassics.net/news/2014-12-12-37324

31.VII-05.VIII.2016, Хайденхайм (Принцева, Хебелкова, Димитру - Бош) FLAC:
http://intoclassics.net/news/2017-05-18-42931

НА 04.04.2023 - БИНГО (6 шт.)!!!

Ответить
Записи: 959
Admin
Создатель темы
(@domna)
Первый после Бога
Присоединился: 2 года назад

Король на час, он же День царствования, он же Мнимый Станислав

Очень несчастная опера, неудачно зачатая, освистанная при рождении и скоропостижно скончавшаяся. Впрочем, по порядку.

После успеха "Оберто" Мерелли предлагает Верди выгодный контракт на три оперы за два года. Маэстро по молодости и бедности соглашается. Следующей удачной идеей импрессарио была та, что первая из этих опер непременно должна быть комической (чтобы заткнуть дыру в репертуаре "Ла Скала"). Верди соглашается и на это - и получает в подарок кучу макулатуры либретто, забракованные другими композиторами. Выбрав из них наименее неудачное за авторством Романи, начинает работу. Результат оказался соответствующим - полный провал премьеры (5 сентября 1840 года) и совершенная деморализация Маэстро: "С душой, истерзанной обрушившимися на меня несчастиями, ожесточенной провалом оперы, я убедил себя в том, что не найду более утешения в искусстве, и принял решение больше никогда не сочинять".

И все же ИМХО опера не настолько плоха, а настоящие причины провала лежат не в художественной, а в политической плоскости. Верди написал старую добрую оперу-буфф, фарс с переодеваниями, интригами, разлученными влюбленными и прочей галиматьей атмосферой Галантного Века, а публика требовала квасных макаронных патриотических драм со страданиями угнетенного народа, героическим превозмоганием и разрыванием проклятых оккупантов на клочки в финале (что и получила в следующих опусах Маэстро. Но не будем забегать вперед).

Итак, начинается все с довольно симпатичной увертюры:

Ария Джульетты тоже ничего:

В общем, опера, конечно, далеко не шедевральна, но и забвения отнюдь не заслуживает. Отметим и тот факт, что это первый и предпоследний опыт Верди в комическом жанре - причем ИМХО более удачный. Но об этом в другом месте.

Мы на май 2019 года располагаем двумя постановками (точнее - одной и той же постановкой разных лет и с разными составами). Последняя мне нравится больше, рекомендую начинать с нее.

P.S. Ну и во время сочинения у Маэстро случились небольшие семейные неприятности - умерла жена.

P.P.S. Галь считает арию Джульетты прообразом "La donna e mobile". Оставим на его совести.

Ответить
Страница 1 / 22
Поделиться:
Наши коллеги intoclassics.net