Или я не умею в поиск - но это все, что я нашел в двух наших, трех ненаших библиотеках и в интернете. Легко видеть, что даже по "Луизе Миллер" - только одна статья 150-летней давности, а по менее популярным операм - торричелливая пустота. Итак, обращаю внимание прежде всего на переписку Верди, Путеводитель по его операм (к сожалению, только по семи) и монографии Соловцовой и Эсе - must have. Асафьев написал бы, безусловно, интереснейшую статью (или даже монографию) - но вышел только эскиз. Глубокие мысли есть у Соллертинского, даже у Галя - но в остальном... В остальном все печально: прочие сосредоточились на частностях, причем самых очевидных - "Романтическая трилогия" и поздние оперы вкупе с "Реквиемом".
Вообще невежество, холопство и лень отечественных авторов местами просто поражают. В англоязычной литературе ситуация получше, но она малодоступна, и никто ее цифровать и переводить, как я понимаю, даже не собирается.
Список литературы:
- Адель из Козенцы: Драма в 4-х д. : [Либретто] / Муз. Верди. Одесса, 1858.
- Аида: Опера в 4-х д.: Рассказ содержания с сохранением главных номеров пения / Музыка Дж. Верди. Киев, 1900.
- Аймаканова А. , Горбунова Т. В. О героях и героинях.
- Алмазова В.В. Жанры духовной музыки в творчестве Дж. Верди. М., 2013.
- Альшванг А. А. Забытая опера Верди. Избр. соч. в 2-х т. Т 2. М., 1965.
- Аксенова А. В. Лингвистические особенности текста либретто Ф. М. Пьяве к опере Дж. Верди Риголетто.
- Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии. – Избр. труды. Т 4. М., 1965.
- Бал-маскарад. Л., 1960.
- Богоявленский С. Н. Верди и Шекспир. – В кн: Шекспир и музыка. Л., 1964.
- Богоявленский С. Н. Что надо знать об опере "Отелло". Л., 1933.
- Бушен А. Д. Верди и Бойто в работе над «Отелло» // «Советская музыка». №5-6.
- Бушен А. Д. Трубадур. Опера Джузеппе Верди. Л., 1934.
- Бушен А. Д. Верди и его Реквием. Л., 1935.
- Бушен А. Д. Молодой Верди. М., 1989.
- Бушен А. Д. Аида. Л., 1934.
- Бушен А. Д. Сила судьбы: опера Верди. Л., 1934.
- Верди Д. Избранные письма. М., 2021. - Буква в букву перепечатка издания 1959 года. Даже предисловие то же. Позор!!!
- Верфель Ф. Верди. Роман оперы. М., 1962.
- Вискарделло: Опера в 3 д.: [Краткое либретто] / Муз.: Верди. Одесса, 1860.
- Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986.
- Гарибальди Дж. Мои мемуары. М., 1966.
- Гальмарбен: Мелодрама в 4 ч.: [Краткое либретто] / Муз. Верди. Одесса, 1857.
- Гартевельд В.Н. Верди. М., 1914.
- Герцен А. И. Письма из Франции и Италии // Собр. Соч. в 30 тт. Т. 5. М., 1955.
- Гринев С. С. Режиссер или дирижер.
- Демина И. К. Древний Египет в опере Дж. Верди "Аида".
- Демченко А. И., Чэн М. Эволюция европейской оперы от Монтеверди до Верди. Саратов, 2021. - По нашей теме ничего интересного.
- Державин К. Н. «Травиата» Верди. М., 1945.
- Джузеппе Верди (1813-1901) : [Сб.]. - М., 2004
- Джузеппе Верди в России // «Советская музыка». 1959. № 2.
- Джузеппе Верди (1813 – 1901). Методические материалы к вечеру, посвященному 150-летию со дня рождения. М., 1963.
- Дон Карлос. Постановка 1963 г. К 150-летию Верди. М., 1963.
- Друскин М. С. Оперные идеалы Верди // «Советская музыка». 1954. № 9.
- Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.
- Друскин М. С. Джузеппе Верди // История зарубежной музыки. Вып. 4. М.,
- Иоанна де Гусман: Опера в 5 д. с соотвествующими танцами. Одесса, 1859.
- Каринцев Н. А. Верди (картина из жизни). М., 1936.
- Кондратьев Г. Русский режиссер об «Отелло» // «Советская музыка». 1963. № 10.
- Кондрашова Т. В. Литература, драматургия, театр и вопросы уголовного и уголовно-исполнительного права.
- Констанс Смис А. Верди и его «Реквием». М., 1935.
- Корганов В. Д. Верди. М., 1897. - Учитывая, что писалось современником Маэстро, лично с ним встречавшимся - кошмар! Даже не удосужился уточнить дату второй женитьбы. Дилетантство, небрежность, субъективизм и лень. Хотя бы явной неприязни нет - и на том спасибо.
- Корганов В. Д. Статьи, воспоминания, путевые заметки, библиография. Ереван, 1963.
- Корев С. Монография о Верди // «Советская музыка». 1950. № 10. - Рецензия на первое издание монографии Соловцовой. Примечательна тем, что автор ухитрился втиснуть в нее донос на покойного Соллертинского. Тонкая работа!
- Кретова Е. Г. Все разрешено.
- Кретова Е. Г. Опера. Краткая история рождения, любви, болезни, смерти и....
- Куклинская М. Я. Музыкальный спектакль как предмет музыкознания.
- Куклинская М. Я. Оперное исполнительство XXI века.
- Куклинская М. Я. Отелло Дж. Верди. Опыт действенного анализа.
- Купец Л. А. О бедном квартете замолвите слово.
- Лаевский Н. Маленькие истории из жизни великих композиторов. СПб., 2004. - Для детей.
- Ларош Г. А. Заметка об итальянской опере // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. «Троватор» на итальянской сцене // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Музыкальные письма из Петербурга // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Итальяномания и итальянская музыка // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. «Аида» Дж. Верди // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. По поводу «Луизы Миллер» Дж. Верди на итальянской сцене // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Джузеппе Верди. К 80-летней годовщине его рождения // Избранные статьи. Т. 3. Л., 1976.
- Ларош Г. А. Реквием Верди // Избранные статьи. Т. 4. Л., 1977.
- Лебедев В. А. Маэстро борьбы. Верди. М., 1977.
- Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4. М., 1987.
- Лейтес Р. Э. Драматургические особенности оперы Верди «Отелло». М., 1968.
- Леонтовская Т. Н. «Травиата» Дж. Верди. М., 1962.
- Леонтовская Т. Н. «Риголетто» Дж. Верди. М., 1964.
- Логунова А. А. К проблеме музыкально-драматической форме финала.
- Логунова А. А. Музыкально-драматургическая форма финалов в операх Дж. Верди. СПб, 2018.
- Логунова А. А. Строение сцены в итальянской опере XIX века. СПб, 2023.
- Маццини Дж. Эстетика и критика. М., 1976.
- Медведева Е. В. Из личного архивного фонда.
- Михайлова О. С. Принципы библейского историзма.
- Музыкальный театр: искусство, социум, бизнес: к 200-летию со дня рождения Дж. Верди и Р. Вагнера. Ростов-на-Дону, 2014.
- Нюрнберг М. В. Джузеппе Верди. Л., 1960.
- Оперы Дж. Верди. Путеводитель. М., 1971.
- Оперная классика. Джузеппе Верди. Риголетто. Трубадур. Травиата. Казань, 2015.
- Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М., 1967.
- Охалова И. В. Джузеппе Верди. М, 2020.
- Плахотина Т. Ю. «Фальстаф» Джузеппе Верди на русской сцене. СПб., 2013.
- Покровский Н. Н. Современные взгляды на оперу. СПб., 1914. - Если поменять слово "современные" на "мои", то многое станет понятно. Надеюсь, с нашим Покровским его ничего, кроме инициалов, не связывает.
- Полуяхтова И. К. Категория трагического в древнегреческой эстетике.
- Полуяхтова И. К. Музыка и слово (к 200-летию Верди).
- Полякова Л. Верди и Гутьерес // «Советская музыка». № 8.
- Полякова Л. «Трубадур» Дж. Верди. М., 1963.
- Попова Т. Верди. Реквием. М., 2008.
- Ремезов И. И. Риголетто. М., 1936.
- Румянцев П. И. Работа Станиславского над оперой «Риголетто». М., 1955.
- Рыбкина В. Т. Новые грани великого образа (2011).
- Сапелкин А. А. Дуализм Арриго Бойто.
- Селицкий А. Я. Внешний, внутренний, скрытый.
- Серов А. Н. Итальянская опера // Статьи о музыке. Т. 1. М., 1984.
- Серов А. Н. La Traviata. Опера Верди // Статьи о музыке. Т. 2-Б. М., 1986.
- Серов А. Н. «Иоанна ди Гусман» Верди в Большом театре // Статьи о музыке. Т. 3. М., 1987.
- Серов А. Н. «Луиза Миллер» Верди в Большом театре // Статьи о музыке. Т. 3. М., 1987.
- Серов А. Н. Джузеппе Верди (Статья г-на Ашиля де Лозьера) // Статьи о музыке. Т. 4. М., 1988. - Единственное путное из публицистики отечественного композитора - перевод чужой статьи.
- Серов А. Н. Спектакли русской и итальянской оперных трупп. Музыкальные новости из чужих земель // Статьи о музыке. Т. 5. М., 1989.
- Серов А. Н. Верди и его новая опера // Статьи о музыке. Т. 5. М., 1989.
- Сивард Саксонский, или Франки в Саксонии : Фантастическая мелодрама в 4-х д., муз. Верди. Тифлис, 1860.
- Собинов Л. Верди в письмах // «Советская музыка». 1952. № 6. - Интересна хотя бы списком сюжетов, которыми интересовался Верди.
- Соллертинский И. И. Исторические этюды. М, 1963.
- Соллертинский И. И. Риголетто. Опера Дж. Верди. Л., 1936.
- Соллертинский И. И. Джузеппе Верди // Этюды о музыке. Новосибирск, 2017.
- Соловцова Л. А. «Аида» Джузеппе Верди. М., 1954.
- Соловцова Л. А. Джузеппе Верди. М., 1981.
- Соловьева Г. Верди. СПб., 2005.
- Тароцци Д. Верди. М., 1984.
- Твердохлебова О. В. Бал-маскарад Дж. Верди в неоклассическом духе. - Рецензия на спектакль "Арена ди Верона". Процитирована в соответствующем посте.
- Тилес Б. Финал «Трубадура» // «Советская музыка». 1963. № 10.
- Ферман В. Э. Поздний Верди // «Советская музыка». 1938. № 12.
- Ферман В. Э. Оперный театр. М., 1961.
- Шавердян А. Травиата. Опера Дж. Верди. М., 1935.
- Шавердян Р. Мелодика Верди // «Советская музыка». № 6.
- Шавердян Р. Сэр Джон Фальстаф // «Советская музыка». 1963. № 2.
- Э. Ж. Дар Джузеппе Верди.
- Эльвира Аррагонская, драма в 4-х д., поэзия г. Пиаве, музыка г. Верди: [Краткое либретто]. Одесса, 1852.
- Элькан А.Л. Джиузеппе Верди: Жизнь и творчество. Санкт-Петербург, 1862. - Маленькая, но очень толковая брошюрка. Главное - с любовью написано.
- Эсе Ласло. Если бы Верди вел дневник… Будапешт, 1966. - Два слова: must have. На сегодняшний день (29 декабря 2024 года) свободно продается на "Озоне". Доберусь до сканера - оцифрую и выложу.
- Яновский Б.К. Аида: Опера Дж. Верди: Путеводитель с нот. примерами. М., 1914. - Маленькая, но очень приятная книжечка. Толковые мысли не только насчет "Аиды", но и по всему творчеству Маэстро в целом. Кое-что утащил сюда.
- Analyzing opera: Verdi and Wagner. California, 1989. - Только в руках подержал.
- Budden J. The operas of Verdi. From Oberto to Rigoletto. New York, 1973. - Насколько я понимаю, самое фундаментальное англоязычное исследование о Верди на сегодняшний (29 декабря 2024 года) день. Все до единого авторы (кроме отечественных, естественно) ссылаются на него. Состоит из трех томов, подержать в руках удалось лишь первый. Не знаю, как с этим жить дальше.
- Busch Hans. Verdi's Falstaff in letters and contemporary reviews. Indiana, 1997.
- Conrad P. Verdi and/or Vagner. Oxford, 2011. - Только в руках подержал.
- Geoffrey E., Geoffrey R. The Verdi baritone: Studies in the development of dramatic character. Indiana, 1994. - Откуда есть пошел "вердиевский баритон". Действительно, главные партии у Маэстро (за редким исключением) - отнюдь не теноровые.
- Hepokoski J. A. Giuseppe Verdi. Otello. Cambridge, 1999.
- Hopkinson C. A bibliography of the works of Giuseppe Verdi. New York, 1973-1978. - Список прижизненных изданий всех произведений Верди. Из комментариев тоже кое-чего украл.
- Hussey D. Verdi. London, 1975.
- Lewsey J. Who's who in Verdi. Farnham, 2001.
- Martin G. Verdi at the Golden Gate. California, 1993. - О постановках опер Маэстро в Сан-Франциско и США вообще. Мельком пробежал - вроде ничего интересного.
- Sadie S. Verdi and his operas. New York, 2000. - Краткий разбор каждой из опер, но как-то очень формально. У Баддена должно быть лучше.
- Servadio G. The real Traviata. London, 1994. - Биография Джузеппины Стреппони. Вроде даже не чернуха. Во всяком случае, предисловие мне очень понравилось. Попробую поискать.
- Seven Verdi Librettos. New York, 1975.
- Southwell-Sandler P. Verdi. London, 1986. - Популярная монография на английском, аналог нашей Соловцовой. Есть очень интересные факты (которые, впрочем, не худо бы проверить). Главное достоинство - очень легко читается: даже с моим уровнем владения ни разу не пришлось лезть в словарь.
- Toye F. Giuseppe Verdi. His life and works. New York, 1931.
- Vigo G. In scena: Verdi, Muti, La Scala. Milano, 2004. - Очень хорошая книжка: одни картинки. Постановки в "Ла Скала" к столетию со дня смерти.
- Weaver W. Verdi: A documentary study. New York, 1977. - Осилил первую половину, где картинки; дальше пошел текст, я и бросил. Кроме шуток - энциклопедическое издание: вся жизнь Маэстро в фотографиях - от свидетельства о рождении на французском до надгробия. Даже фотошоп есть.
P.S. Ну и несколько ложечек меда в этой пучине уныния и безысходности:
В арии "Сердце красавиц" больше содержания и истинных изобретений, чем в риторике и воплях тетралогии "Кольцо нибелунга". (И. Ф. Стравинский)
Я совершенно согласен с тем, кто сказал, что не променял бы одного "Оберто, графа Сан Бонифаччо" на целое "Кольцо". (П. Грасси)
Этот ансамбль по драматической правде и по обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы. (А. Н. Серов - о квартете из "Риголетто")
Спустя 50 лет никто не вспомнил бы о моей "Даме с камелиями", но Верди обессмертил ее... (А. Дюма)
Назвать Верди просто гениальным композитором - значило бы все же односторонне оценить его. Он - один из величайших музыкальных драматургов. (И. И. Соллертинский)
И вот из шести- или семисот произведений различных авторов, которые давались на итальянских театрах за последние девятнадцать лет, устояли всего только около двадцати опер, которые до сей поры не сходят со сцены, и между ними двенадцать или пятнадцать произведений, обязанных своим происхождением Верди. (Ашиль де Лозьер)
Италия чтит в нем великого артиста, который в тяжелые и печальные годы ее жизни умел своими чудными напевами облегчать ее страдания и поддерживать бодрость ее сынов; она чтит в нем человека, никогда не склонявшегося ни перед угрозой, ни перед лестью, человека, безупречная, трудовая и скромная жизнь которого для всех от мала до велика должна быть образцом. (Командор Негри)
Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь. Он был человеком среди людей, и он дерзал им быть. Если бы ему предложили стать богом, он отказался бы, так как любил чувствовать себя человеком, победителем в пламенеющем кругу испытаний. (А. Бойто)
...Верди обладает героической способностью лгать о жизни, и это, пожалуй, более прекрасно, нежели попытки реализма, на которые отваживается молодая итальянская школа. (К. Дебюсси)
Люди испытывают благоговейный трепет перед Бахом и Бетховеном, они почитают божественную музыку Моцарта и восхищаются Вагнером. Но люди любят Верди, он был таким, как мы, честным и простым. (К. Гатти)
Верди - это моя первая любовь. Даже сейчас, когда я слышу что-нибудь из его музыки, я покрываюсь мурашками. (Р. Тебальди)
P.S. Как писал Корганов в своей монографии о творчестве Маэстро, "если читателя не удовлетворяют последние биографические сведения о Верди, собранные нами здесь, то он легко найдет дополнение к ним в прессе". К этим замечательным словам мне нечего добавить.