Альваро – Галлиано Мазини

Леонора – Катерина Манчини

Дон Карлос – Тито Гобби

Падре Гвардиано – Джулио Нери

Мелитоне – Вито де Таранто

Прециозилла – Хлоя Эльмо

Режиссёр – Кармино Галлоне

Оркестр и хор Римской оперы

Дирижёр – Габриэле Сантини

1948 год

Фильм-опера

Как утверждается в начале фильма, он снят “по мотивам драмы Сааведры”. То есть музыка Верди – какбе аккомпанимент и самостоятельного значения не имеет :nunu: Однако драмой это назвать тоже нельзя, так как на протяжении картины все только и делают, что поют. Короче – получился жуткий винегрет, за который мы дружно благодарим кого? Правильно – режиссера :nunu: Что еще бросилось в глаза:
1. Фильм длится немногим более полутора часов, тогда как опера на добрый час длиннее. Капитан Очевидность подсказывает, что без сокращений не обошлось.
2. От красивейшей увертюры почти ничего не осталось, а то, что осталось, заглушает голос диктора, сначала бодро озвучивающего субтитры :fire: , а затем повествующего о нелегкой судьбе герцога де Риваса (кстати, нигде не смог найти подтверждения, что его действительно упекли в тюрячку) и его великих творческих планах, вынашиваемых им в тишине уютной камеры. Мы глубоко сочувствуем участнику двух революций, борцу за дело трудящихся и прогрессивному писателю Анхелю Сааведре, но не смей кромсать увертюру!!! :chainsaw:
3. Еще неизвестно зачем субтитры идут на фоне моря, хотя все действие происходит на континенте.
4. Выброшены: начало первого акта (дуэты Леоноры с отцом и со служанкой), “Rataplan” и проповедь Мелитоне в воинском лагере. Все остальное так или иначе порезано :fire:
5. Кое-что переставлено местами: Трабуко приходит в лагерь до первой дуэли Альваро и Карлоса, Леонора поет “Pace, pace” до второй.
6. Появляются два новых (сравнительно с оперой) персонажа: негр Моро и падре Ферре, которые, естественно, не поют (и вообще не говорят), но играют очень заметную роль. Так, первый сначала спасает малолетнего Альваро из тюрьмы, потом помогает ему бежать после неудачного похищения Леоноры и, наконец, попав в руки к Карлосу, топится в море, чтобы избежать ненужных вопросов. Второй избавляет Альваро от виселицы, отправив в монастырь, а затем (sancta simplicitas!) открывает его местопребывание Карлосу, преисполненному христианских чувств после первой дуэли.
7. Сааведра пишет свою драму по-итальянски – видимо, с тем, чтобы потом Верди и Пьяве не нужно было возиться с переводом. За это ему спасибо, конечно :)
А теперь о хорошем, то есть о певцах.
Трабуко – отлично и сыграно, и спето. Еще одно подтверждение тому, что нет маленьких ролей – есть маленькие актеры. Или певцы. Выразительный, приятный характерный тенор. Еще бы узнать – кто именно (уж не Пальма ли?)
Прециозилла – тоже не к чему придраться. Хороша и вокально (жаль, что так мало поет), и актерски (действительно, веселая маркитантка, а не нахальная дешевая шлюшка, увязавшаяся за армией).
Леонора – конечно, не идет ни в какое сравнение ни с Тебальди, ни с Кабалье – в голосе полно посторонних призвуков, чуть ли не хрипов (особенно на piano, как в “La vergine degli angeli”). Но слушать все равно приятно, так как поет мягче и нежнее, чем они. Или тут сыграла свою роль внешность Корради? :inlove: Не знаю, но мне понравилась (хотя до идеала, безусловно, далеко).
Мелитоне – безусловно хорош. Сначала очень натурально сердится на нищих и даже оттаскивает за шкирку двоих ребят от котла с похлебкой, а уходя – тайком сует бродяге кусок хлеба. Очень изящно сделано! Этим и должен заниматься режиссер – искать мелкие штрихи, колоритные детали, удобные мизансцены, полнее раскрывающие характер персонажа, а не ставить все с ног на голову, провозглашая себя новатором и ниспровергателем основ. Трудно? А кто говорил, что будет легко? :) Да, вокально тоже в порядке.
Падре – глубокий, бархатный, отличный бас! Плюс некая отрешенность “от мира сего” в голосе и в игре (не узнал, что Леонора – donna, пока та сама не сказала, хотя стоял почти вплотную и она не отворачивалась; не закричал со всей мочи: “Leonora di Vargas!”, будто ведьму увидел, а просто удивился) и вместе с тем – спокойствие и уверенность в том, что все в этом мире совершается в соответствии с Промыслом Божьим, а значит – суетиться и волноваться по пустякам совершенно ни к чему. Если его что-то и интересует – так это борьба с антихристом и слугами его, и слушая “Maledizione!” нельзя сомневаться, что дьявол рано или поздно будет побежден. И скорее рано, чем поздно :) В общем, если не идеально – то весьма близко к этому.
Альваро – довольно красивый тенор, очень напоминающий Дель Монако со всеми его плюсами и минусами: достоинство и благородство в сочетании с негибкостью и холодностью. Совсем не убедил во “Fratello! Riconoscimi!”, но был неожиданно хорош в “Solemne”: слабый голос умирающего, полный страдания и мольбы. В общем – товарищ на любителя.
Карлос – Гобби в очередной раз порадовал. Удивительно естественен и органичен: достоинство без высокомерия, злоба без ломания табуреток, нежность без розовых соплей. И потрясающая постепенная трансформация по ходу фильма из “зайки” в “злобного гада”. И замечательное богатство мимики: во время первой дуэли каких только эмоций не было на лице – и сдержанная издевка, и оскорбленное самолюбие, и досадное нетерпение, и лютая ненависть, и я не знаю, что еще. Все это в полной мере относится и к голосу – богатство оттенков просто невообразимое. Но все же для полнейшего совершенства во второй дуэли хотелось бы большей плотности звучания :)

DVD-5

Только для зарегистрированных пользователей.

https://www.youtube.com/watch?v=yv2XRonm1pw

 

0
Наши коллеги intoclassics.net